Центр дополнительного профессионального образования
Лицензия № 14099 от 20.02.2018г.
Лицензия № 10181 от 09.11.2021г.

Приказ Минтруда России № 353н

Приказ Минтруда России № 353н от 27 апреля 2023 г.

Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по фитнесу (фитнес-тренер)»

В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. № 580, п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по фитнесу (фитнес-тренер)».
  2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Министерство труда утвердило профессиональный стандарт «Специалист по фитнесу (фитнес-тренер)». Данный профессиональный стандарт предъявляет определенные требования к знаниям, действиям по отношению к клиенту, умениям, которыми должен обладать фитнес тренер и образованию. Давайте рассмотрим их по отдельности.

Профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт

3.2 Обобщенная трудовая функция

Наименования — Реализация фитнес-услуг по специализациям (направлениям) фитнеса в зале, на свежем воздухе.

| Возможные наименования должностей, профессий:

— Фитнес-тренер,

— Фитнес-тренер по йоге,

— Фитнес-тренер по пилатесу,

— Фитнес-тренер по танцам (танцевальным программам),

— Фитнес-тренер по спортивным единоборствам и боевым искусствам,

— Фитнес-тренер по функциональному тренингу.

| Требования к образованию и обучению
  • Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или в области педагогики по специальности «физическая культура» и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации по соответствующей специализации (направлению) фитнеса.
  • Среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по физической культуре и спорту с включением соответствующей специализации (направления) фитнеса.
  • Высшее образование в области физической культуры и спорта по программам с направленностью «физкультурно-оздоровительные технологии и (или) фитнес».
  • Высшее образование в области физической культуры и спорта или в области педагогики с направленностью «физическая культура» или в области обороны и безопасности государства по служебно-прикладной физической подготовке и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации по соответствующей специализации (направлению) фитнеса.
  • Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по физической культуре и спорту с включением соответствующей специализации (направления) фитнеса.

Из этого пункта следует, что фитнес-тренер может иметь как профильное среднее профессиональное или высшее образование, так и закончив курсы профессиональной переподготовки, имея непрофильное среднее профессиональное или высшее образование.

| Требования к опыту практической работы
  • Не менее одного года в сфере физической культуры и спорта при наличии среднего профессиональном образования.
  • Не менее шести месяцев в сфере физической культуры и спорта при наличии высшего образования.
| Особые условия допуска к работе
  • К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
  • Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
  • Прохождение обучения оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.
| Другие характеристики
  • При наличии более высокой квалификации и опыта работы могут использоваться производные наименования должностей со словами «старший» или «ведущий».
  • С целью профессионального роста и присвоения квалификаций рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и (или) программы профессиональной переподготовки по специализации (направлению) фитнеса.
  • Требования к аттестации и повышению квалификации специалистов по фитнесу, работающих в образовательных организациях и в организациях в сфере отдыха и развлечений (туристической индустрии), синхронизируются с требованиями, установленными для этих организаций законодательством Российской Федерации.
  • При реализации фитнес-услуг самозанятыми, индивидуальными предпринимателями непосредственно или с привлечением третьих лиц требования к образованию и обучению, практическому опыту и особые условия допуска к работе должны быть исполнены лицами, оказывающими фитнес-услуги.
| Трудовые действия (взаимодействие с клиентом)

— Подготовка плана проведения занятий с занимающимися с учетом возраста и состояния здоровья, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

— Проверка отсутствия противопоказаний у занимающегося лица к занятиям фитнесом на основе атлетических видов спорта.

— Консультирование занимающегося лица по выбору тренажерного устройства для занятия; разъяснение направленности и вида воздействия занятий на организм человека, видов типичных травм и методов их предупреждения.

— Выбор оптимальной для занимающегося лица величины нагрузки, частоты тренировочных занятий, частоты тренировки каждой мышечной группы, выбор упражнений на основе атлетических видов спорта.

— Обучение занимающихся техникам дыхания при занятиях на основе атлетических видов спорта.

— Инструктирование занимающихся по технике безопасного использования силовых тренажеров: на фиксированное сопротивление, на переменное сопротивление, изокинетических тренажеров.

— Инструктирование занимающихся по технике безопасного использования свободных весов, в том числе обучение технике страховки и самостраховки.

— Контроль корректного позиционирования занимающегося лица на тренажерных устройствах, в том числе согласования точки вращения сустава занимающегося фитнесом с осью вращения тренажерного устройства, соответствия зафиксированной высоты тренажерного устройства расположению и плоскости движения тренируемой группы мышц занимающегося лица.

— Инструктирование занимающихся по технике безопасного использования кардиотренажеров, многофункциональных тренажерных устройств и тренажерных комплексов.

— Оптимальное распределение занимающихся при использовании многофункциональных тренажерных устройств и тренажерных комплексов.

— Демонстрация упражнений с использованием тренажерных устройств с подробным объяснением занимающемуся лицу техники выполнения упражнения.

— Оценка формы, техники выполнения занимающимся лицом упражнений с использованием тренажерных устройств, соответствия фазы упражнения технике дыхания занимающегося лица.

— Варьирование сложностью упражнений с использованием силовых тренажеров, кардиотренажеров, многофункциональных тренажерных устройств и тренажерных комплексов в зависимости от уровня развития физических качеств, физической и функциональной подготовленности занимающегося лица.

— Оценка объективных и субъективных показателей физического состояния занимающегося лица.

— Методическая помощь занимающемуся лицу по общим вопросам энергозатрат, применения специализированных пищевых добавок и антидопингу.

— Подготовка и проведение занятий по фитнес-услугам на основе атлетических видов спорта в дистанционном формате (с использованием информационных систем, электронных устройств, прикладного программного обеспечения).

— Формирование данных и ведение электронного документооборота по оказанию фитнес-услуг.

— Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи.

| Необходимые умения (что должен уметь делать фитнес-тренер)

— Оказывать фитнес-услуги в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации по фитнес-услугам.

— Адаптировать содержание программы занятий на основе атлетических видов спорта в соответствии с уровнем физической подготовленности населения.

— Планировать содержание занятия на основе атлетических видов спорта, сочетать различные комплексы упражнений с использованием тренажерных устройств.

— Устанавливать психологический контакт с занимающимся лицом.

— Разъяснять занимающимся анатомо-физиологическую направленность и характер воздействия занятий с использованием тренажерных устройств на организм человека.

— Обучать занимающихся техникам дыхания при занятиях с использованием тренажерных устройств.

— Планировать величину нагрузки, частоту тренировочных занятий, частоту тренировки каждой мышечной группы, планировать оптимальные для занимающегося лица упражнения с использованием тренажерных устройств.

— Определять продолжительность отдыха, темп движения, режим нагрузки при использовании тренажерных устройств для занимающегося лица.

— Инструктировать занимающихся по безопасному использованию тренажерных устройств.

— Обучать население методам страховки и самостраховки.

— Прорабатывать мышечные группы на полном диапазоне движений без выходов за пределы комфортного для занимающегося лица диапазона движений.

— Применять принцип постепенной прогрессивной сверхнагрузки для занимающегося лица.

— Разъяснять занимающимся техники выполнения упражнений и демонстрировать их выполнение с использованием тренажерных устройств.

— Использовать методы выполнения команд, комментирования корректировки, тактильного сопровождения при проведении занятий на основе атлетических видов спорта.

— Проводить замеры частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления и определять связь показателей замеров с различными видами физической нагрузки занимающегося лица.

— Определять состояния переутомления или перетренированности занимающихся лиц.

— Определять признаки и симптомы сердечно-легочного заболевания или сердечно-легочного затруднения.

— Выявлять источники опасности и возникновения травматизма во время занятий с использованием тренажерных устройств и выбирать алгоритмы действий по их предупреждению.

— Контролировать соблюдение занимающимися безопасного и оптимального режима использования тренажерных устройств.

— Рассчитывать энергозатраты, разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию режима питания и применения специализированных пищевых добавок для решения задач увеличения мышечной массы и снижения веса тела за счет жирового компонента.

— Разъяснять антидопинговые правила и последствия применения допинга.

— Мотивировать занимающихся к достижению устойчивого результата занятий по фитнес-услугам на основе атлетических видов спорта.

— Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи.

— Проводить занятия фитнесом в дистанционном формате с использованием различных технологий и средств коммуникации.

— Проводить фиксацию, запись и анализ занятия по фитнесу.

— Управлять электронными и техническими устройствами фиксации, записи и анализа занятия по фитнесу.

— Проводить монтаж записанной информации.

— Применять прикладное программное обеспечение (далее – ППО) для подготовки и проведения занятий по фитнесу в дистанционном формате.

— Пользоваться информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами в области физической культуры и спорта.

— Применять цифровую коммуникацию с соблюдением требований информационной безопасности и защиты персональных данных.

— Пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой, электронными и техническими устройствами.

— Использовать специализированные информационные системы для ведения электронного документооборота.

| Необходимые знания (какими знаниями должен обладать фитнес-тренер)

— Требования национальных стандартов Российской Федерации по фитнес-услугам.

— Законодательство Российской Федерации в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности.

— Законодательство Российской Федерации в сфере ответственности физических, юридических лиц за нарушение требований по антидопингу.

— Законодательство Российской Федерации в сфере формирования требований, правил и стандартов в области антидопинга.

— Субстанции и (или) методы, запрещенные для использования в спорте постоянно и только в соревновательный период по виду спорта.

— Противопоказания к применению и последствия приема биологически активных добавок и спортивного питания.

— Особенности терапевтического использования запрещенных в спорте субстанций и (или) методов.

— Меры ответственности и санкции за нарушение антидопинговых правил.

— Основы кинезиологии.

— Возрастные особенности человека.

— Функциональная анатомия человека.

— Механизмы, лимитирующие работоспособность сердечно-сосудистой системы организма человека.

— Аэробный и анаэробный механизм образования энергии.

— Теория и методика спортивной тренировки.

— Срочная и долговременная реакция организма человека на физическую нагрузку, адаптационные механизмы.

— Система тестов для оценки физического состояния в покое, динамического тестирования в фитнесе, техники интерпретации результатов тестирования в фитнесе.

— Критерии физического состояния и подготовленности занимающихся фитнесом для занятий на основе атлетических видов спорта.

— Показания и противопоказания для выполнения упражнений с использованием тренажерных устройств.

— Планирование групповых и индивидуальных занятий в фитнесе, принципы и методы работы с аудиторией.

— Способы установления психологического контакта с занимающимся лицом.

— Техники коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидами.

— Правила и нормы делового общения.

— Методы контроля и самоконтроля при занятиях фитнесом.

— Методика подбора упражнений на тренажерных устройствах в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями занимающегося лица.

— Методики силовых, аэробных тренировок, тренировок на развитие гибкости, функционального тренинга с использованием тренажерных устройств.

— Виды тренажерных устройств в фитнесе, их классификация и принципы работы.

— Правила техники безопасного использования тренажерных устройств.

— Техники силовых упражнений со свободными весами и с использованием силовых тренажеров.

— Классификация и принципы комбинирования силовых упражнений.

— Структура и виды тренинга в фитнесе: круговой (сочетающий функциональный, силовой и кардиотренинг), групповой, игровой.

— Методика планирования тренировочных нагрузок при использовании тренажерных устройств.

— Физиологические основы питания.

— Основные виды и источники опасности во время занятий на основе атлетических видов спорта с использованием тренажерных устройств.

— Спортивный травматизм и классификация повреждений.

— Потеря сознания, обморочные состояния, коронарный синдром во время физической активности, их причины и алгоритм действий по организации первой помощи.

— Методы контроля физического состояния занимающегося лица при занятиях фитнесом с использованием тренажерных устройств.

— Признаки переутомления или перетренированности занимающегося лица при использовании тренажерных устройств.

— Принципы рационального питания, порядок организации питания для решения задач увеличения мышечной массы и снижения веса тела за счет жирового компонента.

— Правила, виды, алгоритмы оказания первой помощи до оказания медицинской помощи.

— Методики и алгоритмы организации занятий фитнесом в дистанционном формате.

— Технологии фиксации и анализа занятия по фитнесу электронными и техническими устройствами.

— Основы техники и технологии монтажа видео- и аудиозаписи.

— ППО для монтажа видео- и аудиозаписи.

— Регламенты работы с информационными системами, включая ограничения, допуски и порядок их применения.

— Технология работы с информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами в области физической культуры и спорта.

— Требования к ведению электронной документации по оказанию фитнес-услуг.

— Порядок использования электронных и технических устройств для обеспечения трудовых процессов.

— Назначение и порядок использования контрольно-измерительных приборов и аппаратуры.

— Цифровые средства коммуникации для проведения занятий по фитнес-услугам.

| Приказ Минтруда России № 353н

Приказ Минтруда России_1
Приказ Минтруда России_2
1 Общероссийский классификатор занятий.

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации; Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4 Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации; статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный № 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный № 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. № 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный № 67206), действует до 1 апреля 2027 г.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», действует до 1 сентября 2026 г.

6 Статья 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7 Пункт 30 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

8 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Может заинтересовать